Открывайте бизнес правильно
Используйте полный бизнес-план


Структура бизнес-плана


Структура бизнес-плана
Без бизнес-плана вообще нельзя браться за коммерческую деятельность, иначе возможность неудачи будет слишком высока. Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Очень важно сделать это именно на бумаге в соответствии с определенными требованиями и провести специальные расчеты - это помогает увидеть будущие проблемы и понять, преодолимы ли они и где надо заранее "подстелить соломку".

Введение

Личное участие руководителя в составлении всех элементов бизнес-плана настолько велико, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы вообще отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководитель лишь подписал.

Включаясь в работу лично, руководитель как бы моделирует свою будущую деятельность, проверяя на крепость и сам замысел, и себя.

Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:

1. Для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам.

2. Для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.

Вы можете достигнуть существенных преимуществ, если начнете с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания вы будете рассматривать многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем. Однако, инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы "почувствовать" серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении.

Например, может выясниться, что не был проработан вопрос о том, действительно ли нужен инвестор или лучше сконцентрироваться на увеличении производительности. Попытка привлечь инвестора может быть шансом, основанным на восприятии его как Деда Мороза, а не хорошо обдуманным стратегическим решением.

Когда в конечном счете Вы поймете, что могли бы выжить и преуспеть и без того, чтобы отдавать 30% доходов инвестору, Вы будете чувствовать себя обманутым и эксплуатируемым, а инвестор не будет понимать в чем проблема.

Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана - в интересах обеих сторон.

Большой грех в бизнесе - обман самого себя. А бизнес-план, составленный только для внешнего пользования, часто приукрашивает реальность. Вера в собственную пропаганду может оказаться разрушающим фактором.

Итак, назначение бизнес-плана в том, что он помогает предпринимателям решать следующие задачи:

1. Изучить емкость и перспективность развития будущего рынка сбыта;

2. Оценить затраты для производства нужной рынку продукции, соизмерить их с ценами, по которым можно будет продавать свои товары, чтобы определить потенциальную прибыльность дела;

3. Обнаружить всевозможные "подводные" камни, подстерегающие новое дело в первые годы его реализации;

4. Определить те показатели, по которым можно будет регулярно контролировать состояние дел.

Стоит особо сказать, что бизнес-план обычно пишется на перспективу и составлять его следует примерно на 3 года вперед. при этом для первого года основные показатели следует делать в месячной разбивке, для второго - ежеквартально и лишь начиная с 3го года следует ограничиться годовыми показателями.

К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на промежуточном времени более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год.


Что входит в бизнес-план?

Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некоего "стандартного" плана, приемлемого во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: ОН ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ КРАТКИМ.

Правда, иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, его делают достаточно пространным, но в то же время, чтобы у читающего не ослабевал интерес, не следует его чрезмерно перегружать. Большинство проектов должны быть ограничены 10-20 страницами.

Представленная структура бизнес-плана является не более, чем схемой, поэтому Вы можете использовать его при составлении своего бизнес-плана по своему усмотрению. Тем не менее, оно содержит все главные моменты, которые необходимо предусмотреть, поэтому отнеситесь к нему с достаточным вниманием.

Итак, вот она, предлагаемая нами Вашему вниманию структура составления бизнес-плана:

Резюме.

* Цель плана
* Потребность в финансах, их предназначение и для для каких целей они необходимы
* Краткое описание бизнеса и его целевого клиента
* Что делает Ваш бизнес непохожим на бизнес ваших конкурентов
* Что именно должно вызывать доверие к вашему бизнесу (отчетные материалы, квалифицированность руководителя группы и т.д.)
* Выдержки из основных финансовых предложений

Цели и задачи.

* Анализ идеи
* Основные направления и цели деятельности
* Характеристика отрасли промышленности

Продукт (услуга).

* Описание продукции/ услуги и их применение
* Отличительные качества или уникальность
* Технология и квалификация, необходимые в вашем бизнесе
* Лицензии/патентные права
* Будущий потенциал

Анализ рынка.

* Покупатели
* Конкуренты (их сильные и слабые стороны)
* Сегменты рынка
* Размер рынка и его рост
* Оценочная доля на рынке
* Состав Вашей клиентуры
* Влияние конкуренции

План маркетинга.

* Маркетинговая расстановка (обеспечение конкурентоспособности продукции/услуг) - основные характеристики продукции, услуг в сравнении с конкурирующими
* Ценообразование
* Схема распространения товаров
* Методы стимулирования продаж

План производства.

* Расположение помещений
* Оборудование
* Источники поставки основных материалов и оборудования
* Использование субподрядчиков

Управленческий персонал.

* Основной руководящий состав
* Вознаграждение руководящего состава
* Краткие выводы по планированию количества и состава персонала

Источники и объем требуемых средств.

* объем требуемых средств
* откуда намечается получить эти деньги, в какой форме и к каким срокам
* сроки возврата средств

Основные пункты финансового плана и оценка риска.

* Объем продаж, прибыль, себестоимость и т.д.
* Риск и каким образом его можно избежать

Детальный финансовый план (бюджет).

* прогноз объемов продаж
* оценки прибыли и убытков
* анализ движения наличности (ежемесячно на первый год, а затем ежеквартально)
* годовую балансовую ведомость.


Вот мы и закончили с описанием состава бизнес-плана. Надеемся, наша статья поможет Вам понять всю сущность бизнес-плана. Напоминаем, что структура составления бизнес-плана - вещь гибкая, так что в каждом конкретном случае ее будет легко подправить "под себя" и Ваш бизнес проект. Мы очень старались и будем продолжать знакомить Вас с новыми бизнес-планами и полезными статьями.

На этом наш список статей для раздела Полезное не заканчивается! В скором времени ждите обновлений! В данный момент готовится к выходу статья на тему вопросов оформления каждого из разделов бизнес-плана, мы постараемся представить ее Вашему вниманию в ближайшее время.

А пока коллектив сайта БиПлан желает Вам всяческих успехов и здоровья!

Источник: bi-plan.ru